Правовая помощь, оценка ДТП

pravovaya pomoshh ocenka dtp Наши услуги

Сегодня нам хотелось бы поговорить на тему, которой обычно уделяется мало внимания и характеризуется она словами «ай, да ладно. «. Речь пойдет о подписи в документах (протоколах, схемах, справках и т.д. и т.п.) Чтобы не растекаться маслом по древу, буду говорить на примере излюбленной главы 12 КоАП, то есть правонарушения, связанные с дорожным движением. Однако сказанное здесь в равной степени относится к любому другому случаю, когда Вы подписываете любые, касающиеся Вас, документы.

Что же чаще всего приходиться нам слышать от людей, когда речь заходит о причинах отсутствия в составленных протоколах их объяснений или подписи? Ответы весьма стандартны: «сотрудник мне сказал, что все объяснения я буду давать в суде»; «не давал мне ничего написать», «он написал все неправильно и я вообще ему ничего не подписал», «раз моя подпись не стоит — значит я не согласен» и множество других, схожих по смыслу.

Но если вдуматься, что означает отказ от подписи или нежелание писать объяснение? По сути — молчаливое согласие со всем написанным в протоколе. Прошу Вас! ВСЕГДА, слышите, ВСЕГДА (при самой малейшей возможности) пишите свои объяснения, и уж точно не отказывайтесь бездумно от подписи!

Приведу несколько примеров для понимания ситуации. Составлен протокол об административном правонарушении, ситуация сотрудником ГИБДД описана далеко не объективно. И следуя «добрым советам» инспектора — Вы, оставляя графу «объяснения» пустой, подписываетесь под протоколом. И что же? А дальше начинается излюбленная нашими судами игра — «Докажи, что ты не верблюд!». И ведь по-своему судья тоже прав — случаи, когда инспектора в открытую не дают писать объяснения довольно редки (и то никто не мешает сразу после прощания с ним — мчаться в отдел ГИБДД, а то и в прокуратуру и писать соответствующие заявления). Поэтому все объяснения, данные в дальнейшем в суде, выглядят как «желание уйти от ответственности».

Отказ от подписи понимается не менее жестко. По сути Вы отказались от реализации своего права, в том числе и на защиту, а все доводы о невозможности этого сделать — лишь голословные утверждения. В самом крайнем случае, если уж не желаете расписываться за что-то (например, за выдачу копии протокола), то вместо подписи пишите причину по которой отказываетесь.

И запомните — каждый человек имеет права давать свои объяснения по делу! Пишите в протоколах, делайте замечания в схемах, пишите на отдельном листе полные объяснения и требуйте приобщить их к протоколу, письменно фиксируйте свидетелей, отмечайте отсутствие понятых, обращайте внимание на нарушения, допущенные инспекторами и т.д. Лишь когда люди начнут осознавать, что у них есть права, которыми они должны пользоваться и перестанут тешить себя надеждой, что уж «суд-то разберется» — тогда и только тогда мы хоть на миллиметр сдвинем ситуацию с мертвой точки.

Информация для тех, кто обращается к нам за помощью по вопросам, связанным со страхованием транспортных средств от угона, ущерба (КАСКО). При возникновении споров со страховыми компаниями в данных правоотношениях помимо законодательства РФ необходимо руководствоваться также и Правилами страхования, которые индивидуальны у каждой СК. Именно поэтому в разделе «Документы» нашего сайта отсутствуют подобные правила — просто их количество равно количеству СК. Всем страхователям КАСКО мы настоятельно рекомендуем внимательно изучать Правила выбранной вами страховой компании ДО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА, а еще лучше и Главу 48 Гражданского кодекса РФ «Страхование». Разумеется, эти правила не могут противоречить положениям законодательства РФ в общих случаях, однако все они имеют свои особенности и нюансы. Мы позволим себе здесь дать несколько важнейших, хотя и простых рекомендаций и советов:
Особое внимание при заключении договора следует уделить разделам Правил, касающихся сроков принятия решения о выплате и порядке ее осуществления, определения страхового случая и исключений из него, предоставления необходимых документов из компетентных органов.

Также не следует забывать, что в большинстве случаев порядок возмещения (направление на ремонт, выплата по калькуляции деньгами) определяется Страховщиком. Если вы хотите оставить этот выбор за собой — это следует предусмотреть в полисе особо.

Чтобы избежать ненужных споров при наступлении страхового случая в результате противоправных действий третьих лиц, всегда указывайте в органах милиции, что ущерб для вас является значительным.

При спорных ДТП, где вина водителей неоднозначна, никогда не думайте, что у вас есть полис КАСКО и вам все равно все починят. Отстаивайте свою невиновность — это и подчеркнет вашу гражданскую позицию, и позволит избежать в дальнейшем повышающих коэффициентов при пролонгации договора.

При обращении в СК всегда оставляйте себе копии ВСЕХ документов. Сдачу документов осуществляйте с отметкой о приеме с указанием даты приема.

При получении от СК направления на ремонт на сервис также не забудьте оставить себе копии данного направления, а в случае если оно направляется от СК на сервис напрямую -требуйте выдачи вам копии.

При обращении на сервис по направлению от СК и сдаче автомобиля в ремонт обязательно требуйте составления акта сдачи-приемки автомобиля по установленной форме с указанием в акте ориентировочных сроков ремонта. Отдельно укажите, что дефектовка должна осуществляться при вашем присутствии (или вашего доверенного лица) и в присутствии эксперта оценщика от СК. Копию акта осмотра Вашего автомобиля необходимо подписать (возможно, указав замечания) и получить на руки.

При затягивании сроков ремонта из-за так называемых «согласований» между сервисом и СК следует незамедлительно в письменной форме уведомлять руководство сервисной организации о необходимости соблюдения сроков ремонта установленных законодательством РФ.

При получении автомобиля из ремонта не забудьте предоставить его в СК для осмотра.

При возможной конструктивной гибели автомобиля (так называемый «тоталь») помните о положениях Закона об организации страхового дела (Статья 10 часть 5), которая говорит, что «. в случае утраты, ГИБЕЛИ застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере ПОЛНОЙ СТРАХОВОЙ СУММЫ». Эта сумма устанавливается при заключении договора, указывается в полисе, и не может изменяться в течение срока действия договора.

Поскольку проблемы связанные с договорами КАСКО очень индивидуальны в силу особенностей конкретных правил конкретной СК, мы рекомендуем вам при обращении за помощью или советом максимально подробно излагать факты, обстоятельства и хронологию.

  1. Должно быть подтверждение передачи документов в СК.
    Этим подтверждением могут быть копии переданных документов с отметкой СК о принятии.
  2. Сроки назначенной СК оценки не влияют на 30 дней.
    Вас не должно волновать, как долго оценочная контора передает свою оценку в СК. Это не Ваши проблемы, это проблемы СК.
  3. 30 календарных дней на составление Акта и на выплату.
    Помните — дни имеются ввиду календарные Не РАБОЧИЕ. .
  1. Делайте копии документов.
  2. ВСЕГДА снимайте копии со ВСЕХ документов и храните у себя эти копии как зеницу ока. Не помешает, если эти копии будут нотариально заверенными.
  3. Желательно иметь несколько комплектов копий. Делайте копии даже с незначительных документов, например, чеков об оплате.
  4. Фиксируйте факт и дату передачи документов в страховую компанию.
  5. Добейтесь фиксации факта передачи при передаче любых документов в страховую компанию. Требуйте у сотрудников СК поставить отметку на копиях о принятии документов (подпись, дата и печать). Эти копии с отметками хранит^ у себя как зеницу ока.

Если СК отказывается ставить отметки о принятии документов — посылайте документы заказными письмами с уведомлением о вручении.

Документы, переданные без отметки о принятии, теряются, и Вы никогда не докажете, что вообще передавали их в СК.

  1. Сотрудник СК — вовсе не друг Вам. У него свои интересы.
  2. Помните — сотрудники СК вовсе не истина в последней инстанции. Как правило, они сами не знают закон. Не верьте им на слово, всегда требуйте указать место в законе, где написана их точка зрения. На 99% окажется, что их точка зрения не имеет подтверждения.
  3. Добившись денег — не останавливайтесь.

Важно, чтобы сотрудники СК на себе ощутили последствия своих нарушений.

Пишите жалобы в Страхнадзор, требуйте приостановления лицензии, пишите заявления в милицию о возбуждении уголовных дел против сотрудников СК.

Даже если уголовное дело не заведут — нервы помотают настолько, что в следующий раз сотрудник сам будет бояться нарушить какие-либо сроки.

Отказ в приеме документов

Существуют несколько разновидностей отказа в приеме документов в зависимости от ситуации:

  1. Отказ в приеме заявления о досрочном прекращении договора.
  2. Суть отказа сводится к тому, что принесенное Вами Заявление не содержит слова «расторжение», а также к Заявлению не приложены какие-либо документы, например нет копии ПТС.
  3. Цель такого отказа для СК — отсрочить прием заявления, либо переписать заявление, сформулировав его через слово «расторжение». А юридические последствия расторжения договора (958/2 ГК) совсем иные, чем в случае с прекращением (958/1) ГК, и соответственно иные формулы расчета возврата части страховой премии, поэтому постарайтесь не попадаться на эту удочку.
  4. Практика принуждения подписания заявления о досрочном расторжении весьма типична для РГС, РЕСО, да и еще кучи компаний, изготовивших свои типовые бланки таких заявлений.
  5. Отказ в приеме документов при подаче Заявления на страховую выплату.
  6. Некоторые СК считают, что они вправе не принимать Заявление на стр.выплату до тех пор, пока Вами не будет собран весь комплект документов — справки из ГАИ, копии протокола и постановления ГАИ, заключения экспертизы.

В обоснование всего этого они приводят следующую логику:

Согласно п.1 ст. 13 ФЗ-40, «Потерпевший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы. Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате, с приложенными к нему документами о наступлении страхового случая и размере подлежащего возмещению вреда направляется страховщику по месту нахождения страховщика или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат».

Положения данного пункта Закона говорит о том, что вместе с Заявлением потерпевший предоставляет страховщику в числе других документов и документ, подтверждающий размер причинённого вреда. Таким документом является только независимая оценка. Таким образом, потерпевший, имея на руках весь пакет документов при первичном обращении к страховщику, вправе рассчитывать на удовлетворение своих требований в установленный Законом 15-ти дневный срок.

Данное обоснование кажется логичным, однако. Здесь возникает вопрос связки и противоречий ФЗ и ППРФ. Закон не является частью Договора ОСАГО.

Согласно ст.5 ФЗ-40, «Условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в издаваемых Правительством Российской Федерации правилах обязательного страхования».

Посмотрим, что же написано в правилах обязательного страхования, т.е. в ППРФ 263.

43. Потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.

Потерпевшие, включая пассажиров транспортных средств, предъявляют страховщику требование о страховой выплате в сроки, установленные пунктом 42 настоящих Правил.

Заявление о страховой выплате потерпевший направляет страховщику, или представителю страховщика по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие.

Таким образом, заявление о страховой выплате и есть требование страховой выплаты, которое по Правилам необходимо предоставить в течение 5 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия.

Согласно п.44 Правил, Потерпевший на момент подачи заявления о страховой выплате прилагает к заявлению:

  • а) справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность движения, копию протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием, копию постановления по делу об административном правонарушении;
  • б) извещение о дорожно-транспортном происшествии (если оно заполнялось потерпевшим).

В зависимости от вида причиненного вреда потерпевший представляет документы, предусмотренные пунктами 51, 53 — 56 и (или) 61 настоящих Правил.

Необходимо заметить, что упомянутые справки о ДТП, а также копии протокола и постановления выдаются органами ГИБДД, и сроки этой выдачи запросто могут превысить 5 дней с момента ДТП, таким образом, у Потерпевшего нет фактической возможности приложить к Заявлению эти документы, что вовсе не отменяет обязанность подачи самого Заявления в пятидневный срок с момента ДТП.

Также необходимо отметить, что сроки для осуществления страховой выплаты согласно п.70 Правил, начинают исчисляться с момента предоставления ВСЕХ упомянутых в п.п. 44, 61 (для случая причинения вреда имуществу), поэтому этот срок начинается в момент предоставления последнего из упомянутых документов.

Аргумент о необходимости приложения к Заявлению и результата оценки не выдерживает критики, ибо согласно п.45 Правил, «при получении страховщиком от потерпевшего заявления о страховой выплате страховщик обязан провести осмотр поврежденного имущества и (или) организовать независимую экспертизу (оценку), в том числе путем выдачи направления на экспертизу, в срок не более 5 рабочих дней со дня получения от потерпевшего заявления о страховой выплате, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.»

Таким образом сначала необходимо предоставить Заявление на страховую выплату, на основании которого уже далее начинается процесс определения стоимости причиненного ущерба путем организации независимой экспертизы.

Цель убеждения Вас в том, что как сделаете оценку — так и приносите ее вместе с Заявлением в том, чтобы в тот момент, когда Вы принесете полный комплект документов СК имела возможность направить Вас на «свою» независимую экспертизу, а Вашу экспертизу (оценку) они имеют полное право выкинуть в мусорное ведро, причем Вы еще и потеряете уплаченные за нее деньги.

Оцените статью
Правовая помощь при ДТП
Добавить комментарий